Любой трубопровод, вне зависимости от его назначения, может прокладываться под землей, на ее поверхности или определенной высоте (на опорах). Выбор способа прокладки трубопровода производится на этапе проектирования после оценки геологических и климатических условий участка строительства и анализа затрат для той или иной технологии. Зачастую в рамках одного проекта реализуются сразу несколько способов.
Распространенный вариант строительства крупных магистралей – укладка скрытым способом, т. е. в траншеи. При этом труба может располагаться непосредственно на подготовленном грунтовом основании или в специальных лотках (каналах), которые снижают давление грунта и обеспечивают свободную температурную деформацию стали. Труба ППУ может укладываться без каналов, т.к. изоляция защищает ее от перепадов температуры и механических воздействий.
Основной минус скрытого способа – большой объем земляных работ и необходимость восстановления ландшафта после обратной засыпки. Также эту технологию невозможно реализовать на тех участках, где трубопровод пересекается с крупными автомагистралями или зданиями. В таких случаях прибегают к бестраншейному способу: с помощью специальной техники производится горизонтально-направленное бурение или прокол грунта, после чего в отверстие под землей протягивается труба.
Обойти препятствия, овраги и реки можно также с помощью прокладки труб над землей. Кроме того, эта технология позволяет строить магистральные линии в условиях вечной мерзлоты. Возведение стальных или железобетонных опор приводит к удорожанию строительства, но надземный трубопровод экономичен с точки зрения эксплуатации: сооружение всегда доступно для обследования, обслуживания и ремонта.
В некоторых случаях трубы ППУ укладываются непосредственно на землю или грунтовые подушки. Таким образом можно смонтировать, например, внутренний трубопровод промышленного предприятия или жилого объекта. Эта схема отличается низкой стоимостью строительства и эксплуатации.